Немецкий литературовед
Весьма заманчиво звучит название книги немецкого литературоведа Р. Унгера «История литературы как история проблем» , но историей литературы в собственном значении этого предмета она не является.
Неплодотворное разделение рассматриваемого материала по родам и видам было подхвачено, например, в работах Дж. Сибояра, А. Герара. Последний автор окончательно убеждает в том, что у многих западных ученых нет четкого представления о грани между историей и теорией литературы. Вряд ли удачны и часто встречающиеся в трудах литературоведов США такие неопределенные названия, как «Очерк литературы», «Введение во всемирную литературу» и другие, скрывающие неопределенность задач этих работ и неполноту материала.
Здесь мы подходим к проблеме широты охвата материала. Этот вопрос я собираюсь раскрыть подробнее на примере литератур Востока. Место, которое уделяется им в имеющихся историях всемирной литературы, не соответствует действительной их роли в этом процессе.
Понятия «Восток» и «Запад» кажутся мне плодотворными, соответствующими двум взаимосвязанным в их историческом развитии мирам, хотя известно, что эти термины издавна наполнялись самым различным содержанием. Например, с точки зрения западноевропейских и американских ученых, «Восток» включает в себя Россию, которая была частью «Запада» для жителей Восточной Азии. В ряде советских исследований под Востоком понимаются страны Азии и Африки, что также условно, хотя и отражает многие сходные моменты в историко-литературном развитии этих континентов.
Некоторые литературоведы склонны исключить из понятия «Восток» Африку и отождествить его с Азией. Признавая известную логичность этого, следует заметить, что подобное положение трактуется иногда тенденциозно. Встречающийся отказ от понятия «Восток» позволяет неправомерно объединять пути литератур Азии и Африки и Латинской Америки. Нельзя не видеть также появления наряду с традиционным термином «европоцентризм» понятий «азие»- и «африкоцент — ризм», отражающих объективно существующие п крайне опасные идеологические тенденции. Это как бы укрупненный национализм, который не только противопоставляет свою страну другим, но и ищет себе союзников. В то же время он отмежевывается от явного расизма, прибегая к географической фразеологии. Более верным представляется сохранить понятие «Восток» и «Запад», которые стали традиционными, насытить их антиимпериалистическим смыслом.