Завоевание писателей
Можно, разумеется, писать о влияниях, ими оправдывая такую связь имен, но ведь дело далеко пе исчерпывается этим. Золя действительно влиял на мексиканскую, да и на бразильскую литературу 80-х годов. Однако ни историко — литературное значение Гамбо или Алуизио Азеведо, ни художественное содержание их творчества никак не может быть сведено к золяистским подражаниям, пересказам или перепевам. Латиноамериканским «натуралистам» принадлежит особое место в процессе формирования реалистической литературы их паций. Литературное развитие в Мексике или Бразилии — бурно ускоренное после веков социальной заторможенности и консервации — складывалось так, что натурализм появился одновременно с первыми шагами критического реализма. Увлечение доктринами Золя осталось кратковременным эпизодом, скорее биографическим, а действительные завоевания писателей, считавших себя натуралистами, оказались по своей сути в русле становления реализма. Конечно, это специальный и достаточно сложный вопрос, детальный ответ на него может быть дан в монографическом исследовании или в истории национальной литературы. И все же как обойтись без этого, как охарактеризовать любого латиноамериканского писателя без попытки хоть как-то наметить глубокое своеобразие формирования национальных литератур? Без этого ученый неминуемо скатывается к порочному методу прямых аналогий.