Западногерманские авторы
Исследуемые в нашей работе западногерманские авторы, как и близкий к ним по настроениям Д. Мелон, просто невежественны в вопросах советской литературы. Этого нельзя сказать о В. Горелом, авторе специального раздела — сорок страниц убористого текста — о советской литературе в трехтомнике «Плеяды». В отличие от многих других зарубежных авторов, Горелый подчеркивает, что наша литература — это многонациональная литература. Он упоминает даже о «марксистском гуманизме». Здесь меньше прямых фактических ошибок, чем в других беглых и небрежных заметках о советской литературе, рассыпанных в книгах, претендующих осветить пути развития мировой литературы наших дней, обходя проблемы социалистического реализма. Но и эта работа грешит необъективностью, набившими оскомину нападками на нашу литературу, полна внутреннего неприятия всего того нового, что достигнуто социалистическим реализмом.
Необходимо отметить, что развитие литературы в социалистических странах в последние годы почти не учитывается в буржуазных изданиях по истории всемирной литературы. Можно судить, насколько обедненно и искаженно выглядит при этом ее развитие.
И еще несколько общих замечаний. Разделы, посвященные современной литературе в рассматриваемых изданиях, поразительно бедны содержанием. Вся богатейшая художественная специфика современной литературы, подлинное новаторство лучших ее произведений, анализ художественного мастерства, история жанров — все это исчезает со страниц книг, когда дело доходит до литературы современной эпохи. Из того лучшего, что есть в современном искусстве, оказывается вылущенным не только его подлинное общественное и нравственное содержание, но и его высокое эстетическое содержание.