Художественное развитие человечества
В явном противоречии с этими утверждениями находится «ядро» его концепции — предложение изучать в истории мировой литературы только те произведения, которые продолжают оказывать активное художественное воздействие и сегодня: «арена нашего изучения — живая литература» . Но разве не очевидно, что при таком определении предмета изучения многие литературы древних народов, внесших свой большой вклад в художественное развитие человечества, должны остаться за пределами внимания историков всемирной литературы? Разве не очевидно, что за бортом исследования останутся в этом случае целые эпохи развития литератур так называемых малых народов, что при этом останется непонятным появление таких фигур, как Андерсен, Райнис? Очевидно, что помимо тех прямых утрат, которые потерпели бы из-за принятия такой точки зренпя на всемирную литературу национальные литературы, отсечение этих имен и произведений нанесло бы существенный урон пониманию историко-литературного процесса в целом.
Таким образом, несмотря на многие отдельные замечания, которые сами по себе не вызывают возражения, главная мысль Герара состоит в том, что, переходя от «традиционного» изучения истории отдельных литератур к изучению литературы мировой, исследователь должен преодолеть «ограниченность националистического подхода» и рассматривать происходящие в мировой литературе процессы и крупнейшие ее произведения прежде всего в их всеобщем значении; а как таковые — в этом суть методологической позиции автора по интересующему нас вопросу — они уже не имеют ни социальных, ни национальных координат и как бы поглощаются единым, вневременным эстетическим критерием.