Прошлые записи
Топовое

Верность характеров

Верность характеровЭ. фон Тунк нередко говорит о близости к жизни, о верности характеров, но не связывает эти успехи с историей реализма. Два смежных раздела Э. фон Тунк озаглавил: «Век французской классики» и «На пути в Веймар». Разумеется, проблема классицизма в литературе XVIII в. является одной из самых важных. Однако нельзя видеть суть литературного

Процесса лишь в окончании гегемонии Франции и развитии самостоятельной концепции классицизма. Выпадает все же главное — специфика Просвещения. Не показана борьба за новое понимание правды в искусстве. Кстати, и само французское влияние в XVIII в. было шире и многообразнее. Оно связано не только с классицизмом, но п с эстетикой и творчеством Дидро и Руссо.

Аналогичная тенденция дает о себе знать и в «Иллюстрированной истории литературы» Г. Трюка. В истории европейской драмы он, как и фон Тунк, проходит мимо тех важных завоеваний на путях развития реализма, которыми отмечен XVIII в. Этому веку посвящено полторы страницы в главе «Классицизм во французской драме», где речь идет о «конце классицизма» и лишь в последнем абзаце перечислены пьесы Мариво, Лесажа, Седана, Дидро и Бомарше. Этот перечень нужен автору, чтобы закончить его словами: «Время величия прошло» .

Правда, в другом разделе отмечаются, например, заслуги Лессинга: «Лессинг требует от театра простоты, естественности, наконец, самой жизни» . Но и здесь автора не заинтересовала органическая связь эстетики Лессинга с художественной практикой эпохи. Между классицизмом и романтизмом в книге Трюка как-то затерялись борьба просветителей за реалистический театр, заслуги Дидро, Бомарше, Гольдони, писателей «бури и натиска». Дело в том, что Г. Трюк рассматривает историко-литературный процесс строго по видам и родам. Отдельные разделы посвящены лирике, драматургии, роману, красноречию, критике, литературе дидактической, особо историкам, моралистам и знаменитым авторам эпистолярного жанра.

Галерея
5943 5948 6718 6762 7051 7174
Свежие записи
Интересные записи