Прошлые записи
Топовое

Принцип отбора

Принцип отбораТакой принцип отбора не может не вызвать самого серьезного возражения. По Этьямблю получается, что в «Историю всемирной литературы» получают право входа только явления, ставшие мировыми в том смысле, что они непосредственно оказали воздействие на какие-то явления других литератур мира,— позиция, уже хорошо нам известная, сводящая главное содержание всемирной литературы и главные движущие ее силы к связям и влияниям.

Разумеется, сам по себе замысел — создать историю шедевров мировой литературы — вряд ли может вызвать возражение. Но Историей литературы, историей духовной культуры это не будет. Кроме того, очевидно, что в такой постановке вопроса есть и социологически совершенно неприемлемый аспект — достаточно представить себе, сколько народов мира были бы при этом лишены права голоса в «Истории всемирной литературы».

Нас интересует в данном случае все та же методологическая проблема: национальное и мировое литературное развитие рассматриваются как два искусственно разделенные объекта исследования, без стремления найти диалектическое их единство, без попытки найти соответствующие методы рассмотрения этого единства. Ссылаясь на слова Гете о том, что человечество вступило в этап создания мировой литературы, Этьямбль говорит, что в этот период национальная специфика литератур не имеет уже существенного значения. А значит, и исследовательское внимание к национальному в мировом литературном процессе снимается как задача.

Интересные записи
Галерея
5943 5948 6718 6762 7051 7174
Свежие записи