Современный роман
Понятия «реализм» и «реалистический» чаще всего появляются в тексте раздела VI. Глава «Современный роман» начинается характеристикой двух романов: «Принцесса Клевская» п «Опасные связи». На отдельных примерах прослеживаются разные подходы к изображению жизни. Поставив целью дифференцировать книги по жанровому принципу, автор как бы разносит их по разным рубрикам: отдельно рассматривается «роман нравов», «роман философский», «роман любовный» . В кратком обзоре автор иногда ограничивается короткими эпитетами: роман Стерна — «юмористический», роман Фильдинга — «популистский», и т. д. Это один из примеров того, как формально-жанровый подход мешает автору представить цельную картину развития литературы в тот или иной период. Термин «реалистический» является в этом случае синонимом слова «жизненный» или «демократический» — речь идет чаще всего не о методе художественного изображения, а о характере сюжета и героев.
Во «Всеобщей истории литератур» под редакцией Пьера Жноана в анализе художественных явлений XVIII в. также не раз ставится вопрос о реализме и даже говорится о некоторых тенденциях его развития, например отмечается новое качество метода Фильдинга в сравнении со Скарроном и Лесажем. При рассмотрении основных черт французской литературы после 1715 г. особо выделен, наряду с «духом критическим» и «духом научным», «дух реалистический». Однако это понятие автор по существу трактует не как эстетическое, а скорее как социальное качество: «реалистический дух или скорее дух буржуазного реализма», законченным типом которого он считает Жиль Бласа, героя романа Лесажа. Таким образом, и в этой, одной из наиболее серьезных работ по истории всеобщей литературы, вопрос о судьбах реализма не привлек внимания авторов и редактора.