Пессимистический общий колорит
Этот пессимистический общий колорит, уточненный в отдельных оценках, конечно, связан с идеями Шпенглера, Тойнби, Ортеги-и-Гассета. Он выражен особенно ясно в известной книге швейцарского литературоведа В. Мушга «Трагическая история литературы», овеянной идеями немецкого экзистенциализма. Идеи Мушга, усматривавшего в развитии немецкой литературы XX в. прежде всего трагедию с самым плачевным исходом, Тунк и Шмидт переносят на всю мировую литературу. Это характерная концепция определенной группы буржуазных литературоведов, имеющая, как мы видели, международное хождение и достаточно ясные исторические и философские корни.
Впрочем, и у тех авторов, кто не пытается создать концепцию современной литературы, и у тех, кто создал концепцию литературы нашего времени как литературы «кризисов н катастрофы», есть общая тенденция. Она заключается в особо пристальном внимании ко всем антиреалисти — ческим, декадентским явлениям литературы конца XIX в. и XX в., в явной недооценке реализма пли откровенно отрицательном к нему отношении, в необъективности, а порою и враждебности к советской литературе. Э. фон Тунк, например, рассматривает литературу XX в. как смену «воли экспрессионизма», под которым он понимает различные «авангардистские» течения; он любовно повествует о разных формах экзистенциализма, выделяя особо Ясперса и Хайдеггера; вводит в ранг явлений мировой литературы некоего реакционного беллетриста и публициста Гварди — ни, подчеркивая значение его религиозной концепции. А. Шмидт в число выдающихся прозаиков нашего времени, наряду с Прустом и Джойсом, зачисляет австрийского романиста X. Додерера, известного своим архиреакционным романом «Демоны», и даже Э. Юнгера, участвовавшего в качестве военного корреспондента в походах вермахта. С преувеличенным вниманием пишут и А. Шмидт, иЭ. фон Тунк, и Г. Пикон об А. Жиде и А. Мальро.