Создание истории всемирной литературы
Если главной задачей нового подхода к созданию истории всемирной литературы является, таким образом, «освобождение» ее от национальной и социально-исторической конкретности, то главным методом, с помощью которого эта задача может быть достигнута, объявляется метод сравнительного рассмотрения явлений.
Значение сравнительного метода исследования в синтетических по своему масштабу и типу работах самоочевидно. Однако абсолютизация его возможностей методологически несостоятельна. Нельзя не отметить также, что, несмотря на то оживление интереса к проблемам истории всемирной литературы, которое заметно в последнее время в филологических кругах Запада, ничего сколько-нибудь нового в разработку научных задач и возможностей этого метода применительно к истории всемирной литературы внесено не было.
Активность того направления в современном буржуазном литературоведении, которое можно назвать «наднациональным аспектом» изучения истории всемирной литературы, была широко продемонстрирована в работе IV Международного конгресса компаративистов, посвященного проблеме «Национализм и космополитизм в литературе».
Остановимся в этой связи на двух пленарных докладах конгресса — Р. Этьямбля и К. Вайса.
Р. Этьямбль — профессор Сорбонны, историк французской литературы и ориенталист — не раз выступал с критикой европоцентристской позиции в филологической науке, отстаивая необходимость шире включать литературы Востока в сферу изучения мировой литературы. Главная тема его последних работ, связанных с проблемами компаративистики, — необходимость преодолеть национальную ограниченность отношения к мировой культуре. Со многими его добрыми пожеланиями расширения международных литературных связей можно вполне согласиться. Хотелось бы отметить также заинтересованность, какую проявил Этьямбль к пачалу работы советских литературоведов над «Историей всемирной литературы»: «Предпринятая Институтом мировой литературы работа, — говорит он, — будет вестись с позиций социалистической идеологии; будем ждать ее появления, так как мы достаточно благоразумны, чтобы использовать как то, что будет достигнуто, так и ошибки, которые в работах такого рода неизбежны».