Объективная точка зрения
Справедливо настаивая на необходимости иметь более широкую объективную точку зрения, он подвергает резкой критике две вышедшие в ФРГ книги — «Сравнительная хронологическая таблица мировой литературы от средних веков до нового времени» и «Предмет мировой литературы» за их откровенно германоцентристскую точку зрения: три четверти представленных в этих работах произведений принадлежат немецкой литературе. За это же подвергается критике и «История литератур», изданная в серии «Энциклопедии Плеяды», один из трех томов которой целиком посвящен французской литературе. Вопреки первоначальному плану издателей — представить литературы в общем движении, они споткнулись, говорит Этьямбль, на первом же препятствии и не смогли отказать в привилегии своей литературе. С этим замечанием, как и с замечанием о том, что в двух остальных томах национальные литературы представлены весьма слабо связанными между собой, нельзя не согласиться.
В докладе главы западногерманских компаративистов К. Вайса «Космополитизм в литературе на протяжении веков» вопросы создания истории всемирной литературы не затрагиваются непосредственно. Но выраженную в заглавии доклада идею он развивает подчеркнуто, полностью солидаризуясь с той концепцией мирового литературного процесса, в котором национальное его многообразие оказывается растворенным.
История литератур мира интересует здесь К. Вайса лишь постольку, поскольку в нпх отразились изначальные космополитические идеи и тенденции, сопутствующие, по его словам, человечеству уже на самых ранних ступенях его развития. Литература выступает у него не как явление духовной жизни общества, развивающееся в определенном пространстве и времени и выражающее потребности общественного развития, но как некая независимая от общества сила, устремленная к преодолению «барьеров», которое оно ставит на пути ее развития, «барьеров» социальных, национальных, религиозных. Литература во все века, говорит К. Вайс, стремилась к преодолению всех этих форм ограниченности жизни людей, космополитическое начало является ее лейтмотивом. Истоки космополитической идеи К. Вайс возводит к Диогену; затем следуют киники, восставшие против ограничивающей идеологии античного полиса; затем— Вольфрам фон Эшенбах, заслуга которого в средневековом мире видится в том, что он почувствовал узость христианского мировосприятия и привлек внимание Европы к чуждому ей ранее по вере миру Востока.