История европейской литературы
Предложенные Ван Тигемом круг идей и структура истории европейской литературы повторены затем во многих работах, не представляющих уже принципиально нового научного интереса и характерных лишь как пример широкого распространения в близких к компаративизму кругах жанрового подхода к истории литературы. Жанровый принцип построения был испробован и в работах, выходящих за пределы европейского материала, например в однотомной «Иллюстрированной истории литератур» Г. Трюка.
Переходя от рассмотрения работ, посвященных европейской литературе, к собственно историям всемирной литературы, мы видим, что и здесь перед авторами встает та же дилемма: история многих литератур мира Или история всемирной литературы как целого. Естественно, что включение в систему единого труда огромного материала литератур стран Востока, Латинской Америки, Африки во многом усложняет вопрос о соотнесении национальных литератур с мировым литературным процессом.
При всем различии таких известных работ, вышедших в последпее десятилетие, как «Иллюстрированная история мировой литературы» Э. фон Тунка, «Всеобщая история литературы» Дж. Прамполини, «История литератур» и «Всеобщая история литератур», во многом дающих более широкий «контекст» развития мировой литературы по сравнению с работами их предшественников, мы и в них не находим попытки проникнуть в общие закономерности литературного процесса. Следствием этого является Отсутствие общей концепции мирового историко-литературного развития. При всем уважении к большому труду создателей этих фундаментальных «Историй» нельзя не видеть, что работы эти лишены методологической целостности, единства научного подхода к рассмотрению исторически о д и о т и и и ы х проблем литературного развития. Независимо от того, как определяют авторы задачу своих работ и в какой мере им удается эту задачу решить, независимо от масштаба работ и удачных частных решений — действительно синтезированной картины истории всемирной литературы эти труды не дают. Не дают они нового и в решении проблемы соотношения национальных процессов с развитием литературы всемирной. Одним из наиболее характерных примеров этого является «Всеобщая история литературы» Прамполини.