Прошлые записи
Топовое

Изучение литературы

Изучение литературыВ. Фридерих it Д. Мелон, авторы одной из панболее примечательных попыток современной американской компаративистики рассматривать историю мировой литературы с точки зрения господствующих литературных влияний, идут в своей книге «Основы сравнительного изучения литературы от Данте Алигьери до Юджина О’Нила» еще дальше. Русская литература, литературы Скандинавии и Индии появляются у них впервые лишь в разделе XIX в., поскольку именно с этого времени они попадают, по мнению авторов, в орбиту мирового литературного процесса. Краткое слово о предшествующих этапах этих литератур говорит лишь об «ученичестве» их у литератур более развитых. Исключительно в аспекте западных влияний рассматривается и русская литература XVIII в. Национальное начало русской литературы никак не принимается в расчет даже при упоминании о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, которые «были безусловно вдохновлены «Западом» . А если однажды и прорвалась в связи с «Тарасом Бульбой» фраза о пробуждении национального сознания у угнетенных славянских народов, то лишь постольку, поскольку пробуждению этого сознания способствовал «новый мистицизм народов», стимулированный Гердером. Обращая внимание на роль Ибсена в развитии мирового театра, авторы тут же оговариваются, что не впдят в этом художнике «ничего типично скандинавского, такого, что не могло бы быть создано одаренным писателем какой-либо другой национальности» . Таким образом, в расчет принимается лишь сам «факт» литературного влияния. Но осмысление этого факта — исторической причинности его возникновения именно в данной конкретно-исторической обстановке, именно у данного народа — полностью выпадает из сферы интересов авторов рассматриваемой книги. Это Не случайные, вырванные из контекста, просчеты, но методологическая позиция авторов, ясно изложенная ими в предисловии к книге.

Галерея
5943 5948 6718 6762 7051 7174
Свежие записи
Интересные записи