Французское влияние
Например, Э. фон Тунк называет 1748 год как дату рождения нового искусства. Какие же факты служат доказательством? В 1748 г. выступает с первым романом Т. Смолетт, в 1748 г. появляется «Задиг» Вольтера, т. е. книга, открывающая путь Вольтера-повествователя. В 1748 г. «Человек-машина» Ла Меттри начинает историю французского материализма. В том же году выходит заключительный труд Монтескье — «Дух законов». Само по себе такое наблюдение может быть интересно. Но поскольку этот эмпирический перечень фактов не осмысливается теоретически, дата повисает в воздухе.
Тот же фон Тунк обозначает крупные разделы в своей книге как эпохи больших иноземных влияний. Так, большой раздел европейской литературы XVII—XVIII вв. озаглавлен «Эпоха французского классицизма». Факт определяющего на многие десятилетия французского влияния отрицать, разумеется, нельзя. Но в периодизации не учитывается существенная разница между влиянием классицизма, в частности эстетики Буало, и влиянием просветительских идей XVIII в.
Отсутствие четких критериев в распределении материала дает о себе знать у большинства авторов обзорных глав по XVIII в.
В книге «История западных литератур» Дж. Коэна материал по XVIII в. распределяется между двумя главами: «Ранний роман, царство разума и появление чувствительности» и «Оживление в Италии в век Гете». Уже в названии глав не чувствуется единого принципа, четкой концепции. Это относится и к однотомной «Мировой литературе» Дж. Прамполини, где главы чаще всего обозначены по именам крупнейших писателей: «Дефо и Свифт», «Вольтер и Руссо» и т. д.