Прошлые записи
Топовое

Организация материала

Организация материалаКлассическим образцом работ этого типа была книга П. Ван Тигема «История литератур Европы и Америки от Ренессанса до наших дней» .

В этой книге весьма ясно обнаруживается как новый поиск в организации материала, так и те трудности, которые остались здесь непреодоленными. В статье 1938 г. «О синтетической истории литературы нового времени» Ван Тигем писал, что главным для него был поиск наилучшего «метода построения» и «раскрытия истории международного литературного развития» . Среди различных возможных методов наиболее плодотворным кажется ему рассмотрение крупнейших национальных литератур в пределах больших эпох по жанрам с тем, чтобы «малые» литературы рассматривались дополнительно в конце каждого раздела. В предисловии к изданию 1939 г. автор, называя свою книгу попыткой «построить первую синтезированную картину литературы нового времени», резко отграничивает метод своего исследования от метода тех, кто, «претендуя на создание общей картины истории европейской или даже мировой литературы, в то же время дает не историю международного литературного развития, а последовательно излагает историю отдельных литератур». Он подчеркивает, что каждая глава его книги охватывает литературу нескольких наций, причем писатели группируются по прппцппу либо прямых связей, либо сходства.

Следует отдать автору должное — перед нами действительно интенсивный поиск синтеза. Он подчеркивает, что речь идет об общем литературном процессе. И все же предложенный Ван Тигемом синтез вряд ли удовлетворяет потребностям труда по истории всемирной литературы.

Группируя литературы каждой эпохи по жанрам, Ван Тигем действительно достигает определенной целостности представления о наиболее значительных произведениях различных жанров европейских литератур. Но в то же время он утрачивает неизмеримо более важную для истории всемирной литературы целостность представления о том, каковы были основные идейно-эстетические тенденции развития литератур в данную эпоху, каков был вклад в общий процесс каждой национальной литературы как определенного исторического единства, включающего в себя борьбу внутри одной национальной литературы различных идеологических сил и художественных тенденций.

Интересные записи
Галерея
5943 5948 6718 6762 7051 7174
Свежие записи