Эстетическая мысль
В эстетической мысли настойчиво подчеркивались воспитательные цели художественного творчества. И своеобразие реализма Просвещения может быть изучено только в органической связи с этими общественными и политическими задачами.
В трудах западных ученых, посвященных всемирной литературе, XVIII век занимает значительное место, ибо, конечно, нельзя скороговоркой пробежать период, прославленный столь великими именами. Однако в этих книгах мы не находим четкого определения просветительского этапа истории литературы. Во многих работах этот период искусственно разорван и оказывается, с одной стороны, концом классицизма, неким привеском к XVII в., а с другой — преддверием романтизма, прологом к XIX столетию. Это прежде всего объясняется невниманием и к самой идеологии Просвещения и к эстетическим открытиям XVIII в., связанным с просветительским реализмом. Именно реализм, его специфика — как эпохальная, так и нацио — пальная — остаются вне поля зрения исследователей. Нельзя сказать при этом, что авторы историй всемирной литературы активно выступают против традиции реализма пли как-то грубо фальсифицируют его историю, что они умалчивают о заслугах многих писателей в развитии реализма.
Так, Д. Коэн пишет о Дидро: «Он… отстаивал новую форму трагикомедии с реалистическим сюжетом и характерами, которые должны быть представлены не просто как индивидуальности, а скорее как лица, занимающие определенное место на социальной лестнице» .
В книге Г1. Ван Тигема термины «реализм» и «реалистический» часто появляются при анализе европейского романа XVIII в. При характеристике романов Дефо говорится о «реалистической смелости, о точности изображения детали». Отмечается, что Мариво в романах «Жизнь Марианны» и «Разбогатевший крестьянин» сочетал наблюдение нравов и характеров в повседневной жизни с реализмом, при этом добивался очень тонкого анализа чувств. Справедливо также Фильдинг назван «первым мастером реалистического романа» .