Период национальных литератур
Главное, что К. Вайс видит в великом этапе ренессансной литературы,— стремление к синтезу христианской и языческой культур. Проблема возникающего здесь исторически нового явления, нового качества художественного сознания формирующихся именно в этот период национальных литератур, здесь и не возникает. К. Вайс, так же как В. Фрпдерпх и Д. Мелон, не пытается постичь в литературе эпохи Возрождения диалектику национального и интернационального, того, что процесс преодоления старого orbis terrarum и выход к всесторонним духовным связям был другой стороной процесса становления национальных литератур; он не видит, что сама плодотворность духовных контактов в сфере искусства во многом зависела именно от того, насколько продвинулась каждая из этих литератур по пути своего национального развития. Постепенно круги становятся все ннгре, и уже буквально в одной фразе говорится о связях между Римом и Виттенбергом, Италией Медичи и Францией Валуа, Мадридом и Веной, далее — Лондоном и Бостоном, Москвой и Нью-Йорком. Даже подобия того, что речь идет с связях литератур, каждая из которых имеет свое лицо и вносит в развитие мировой художественной культуры неповторимый вклад, здесь нет.
Из приводимых Вайсом литературных сопоставлений и сближений ничего не следует для объяснения действительных закономерностей мирового литературного процесса: апокалиптический пафос сближает Беме и Блейка; пафос медитации — Вико, Гердера и Гете как создателя «Западно-восточного дивана»; раздумья о судьбах человечества сближают Ламартина и Уитмена; соприкосновение с жизнью колоний расширяет космополитическое мироощущение Киплинга и Е. М. Форстера; поиски новых выразительных средств языка в современной поэзии Запада Вайс объясняет стремлением сделать эту поэзию понятной африканцам.