Мировое искусство
Довольно произвольно оценен почти во всех рассмотренных нами книгах вклад различных народов в общую сокровищницу мирового искусства. Это особенно наглядно видно в книге Э. фон Тунка. Весьма неясно, по какому принципу он группирует материал отдельных литератур. Автор то оперирует термином «литература Романии», включая в это чисто условное понятие страны, развивающиеся в разных культурных зонах — от Испании до Румынии, то вводит понятие «область английского языка», почему-то, однако, исключая при этом Австралию. Неожиданно появляется термин «восточные нации», к которым отнесены Чехия, Россия и Венгрия. Затем Тунк соблазняется термином «малые народы» , к числу которых он относит народы Иберийского и Скандинавского полуострова. Вряд ли можно считать удачным начало раздела о бельгийской литературе, целиком относящее ее к Франции: «На другом конце Франции лежит Бельгия» .
Но главные возражения возникают при оценке того, что же считают буржуазные ученые содержанием современного мирового литературного процесса.
Итак, в одном случае — отсутствие всякой концепции. Но есть работы, в которых намечается и определенная концепция. Литература современности — это литература, балансирующая на грани кризиса и катастрофы, утверждает Э. фон Тунк. Это литература вавилонского смешения языков и идей, говорит Э. Лаатс. Это литература эпохи тотальных войн, революций, массовых эмиграций, массовых социальных бедствий, характеризует Ме — лон.