Теоретики компаративистики США
Следует отметить, этого требует точность нашей полемики, что в книге В. Фридериха и Д. Мелона встречаются и отдельные замечания, противоречащие характерному для нее в целом невниманию к национальной специфике литератур. Но подобные единичные замечания лишь рельефнее подчеркивают несостоятельность общей концепции. Достоверность фактов литературных влияний, на которые эта концепция опирается, может быть, и несомненна, но общий «баланс» их в книге искажает действительный ход литературного развития.
В той полемике, которую теоретики компаративистики США ведут в последние два десятилетия против французской компаративистской школы, выявились и новые концепции истории всемирной литературы.
Если теоретическим аспектом этой полемики были задачи и методы компаративистского исследования, то по отношению к истории всемирной литературы полемика эта сосредоточилась на том, какое место должна занять в ее изучении национальная специфика литератур. Утверждая, что в современную эпоху «унификации» мира и мировой культуры чрезмерное внимание к нациям и национальным культурам является устаревшим, Р. Веллек, В. Фридерих, А. Ге — рар, А. Пейр, Г. Ремак и другие теоретики и историки литературы, связанные с современной компартивистикой США, предлагают сосредоточить внимание на изучении литературы как Явления «универсального», «Сверх» Или «наднационального» .
Примечательно в этом отношении толкование, которое дает Веллек размышлениям Гете о мировой литературе.