Человеческий род
С 70-х годов XIX в. в западноевропейских странах появляется все больше работ, посвященных всеобщей литературе. Книги Карпелесаи Летурнобыли переведены на русский язык К Во всех этих работах славянские литературы пли обходились, или изложение их прерывалось на древнем периоде и дело не доходило до широкого освещения этих литератур. Не касается их и Летурно, хотя высказывает ряд важных положений о всеобщей истории литературы и критикует те труды, в которых авторы забывали, что «должно обнимать весь человеческий род от австралийца до наиболее цивилизованного европейца» .
В 1878 г. в Дрездене вышла книга Густава Дьеркса «Литературные таблицы» . В ее восьми синхронистических таблицах сопоставляются литературы разных стран. В послед —
Пей графе каждой таблицы указываются основные даты мировой истории данного периода. Для сопоставления избраны три эпохи: античность, средние века и новое время. Славянские литературы появляются в таблицах только с нового времени, то, что было создано в этих литературах ранее, не учитывается. Кроме литературы, в таблицы введены наука и философия. В предисловии Дьеркс говорит, что ставит своею целью сопоставить литературы н литературные течения. В восьмой таблице центром сопоставления служит романтическая школа. Творчество писателей характеризуется путем указания разрабатываемых ими родов и жанров литературы: проза, поэзия, драма; далее —роман, новелла, баллада, поэма. Из славянских литератур в особые графы выделены русская и польская, а затем под рубрикой «малые литературы» идут сербская, чешская, словацкая. Прочие славянские литературы не упоминаются. Автор таблиц в основном верно определяет характер творчества писателей. Этого нельзя сказать о двухтомной «Истории иностранных литератур» Отто Лейкснера. Положительно в ней то, что изложению литературы автор предпосылает характеристику народного творчества славян. Но в книге есть путаница фактов, видно слабое знакомство с материалом. Так, Краледворскую рукопись Лейкснер все еще считает оригинальным пропзведением чешской народной поэзии и восхваляет Ганку за ее открытие.
В XX в. на изучении славянских литератур в зарубежных странах сказываются характерные для этого времени явления: с одной стороны, общий прогресс науки, а с другой — усиление реакционности буржуазной идеологии, усиление национализма и возникновение расистских теорий, *Ito Особенно Сказалось в Германии в связи С Развитием империализма.
Появляющиеся с начала XX в. работы, с одной стороны, более широки по концепции и более обстоятельны в освещении фактов истории славянских литератур, а с другой сто — ропы — явно пх принижают по сравнению с немецкой. Это свойственно, например, появившейся в 1910 г. в Лейпциге двухтомной «Всеобщей истории литературы» Отто Хаузера.