Европейские литературы
Самое главное, вопрос о реализме, как впрочем и о других методах, не осмыслен в широком аспекте их развития в мировой литературе. Не поставлен вопрос о единстве процесса развития реализма даже в европейских литературах. Уже не приходится говорить о том, что литературы Востока никак пе соотнесены с литературами Запада, не сделана попытка ответить на вопрос, нет ли общего в типе реализма в эпоху Возрождения или в XVIII в. в литературах стран Дальнего Востока: Китая, Японии, Кореи — с литературами европейскими.
Нет необходимости увеличивать число примеров: историки всемирной литературы на Западе не проявляют серьезного интереса к разработке теории и истории реализма. Можно стоять на разных философских, методологических позициях и по-разному пнтерпретпровать то или ппое литературное явление. Так, например, существуют разные концепции барокко пли романтизма. Здесь можно спорить и противопоставлять свои аргументы доводам противника. Но если о реализме молчат или высказывают мимоходом отдельные соображения, не образующие стройного и ясного учения, если даже честно излагают успехи реалистической литературы, избегая, однако, называть ее реалистической, пли же механически отождествляют реализм с натурализмом, то дискуссия едва ли возможна. Спор переносится в другую плоскость — не по поводу самих концепций реализма, а скорее по поводу общей тенденции западной науки — нежелания заниматься этой проблемой. Это, конечно, тоже концепция. Источник http://kreditmi.ru/
По-видимому, не последнюю роль играет здесь то обстоятельство, что исследование проблем реализма ставит ученого перед более широким комплексом общественных, философских и эстетических вопросов, чем исследование любого другого метода и направления.