Индийская литература
Об индийской литературе нового времени говорится обычно скороговоркой, без какого-либо анализа ее идейноэстетического содержания. Так, например, в «Иллюстрированной истории всемирной литературы» Э. фон Тунка, вышедшей в свет в Цюрихе в 1955 г. , вся новая и современная литература Индии умещается на двух страницах и ограничивается краткими упоминаниями лишь о Бонкимчондро Чоттопадхая и Рабиндранате Тагоре. Автор обращает внимание лишь на некоторые особенности стиля этих писателей, даже не пытаясь в какой-либо мере проанализировать идейное содержание их творчества, их мировоззрение, показать роль и место этих писателей в развитии новой и новейшей индийской литературы.
В то же время следует отметить, что вопреки традициям так называемой «классической индологии» западноевропейские и американские исследователи начинают обращаться к литературе Индии нового времени. Однако большинству этих работ свойственно тенденциозное освещение процесса развития новой индийской литературы.
В книгах по истории новой и новейшей литературы Индии, принадлежащих перу буржуазных ученых Запада, нельзя не заметить влияния колонизаторской идеологии, заключающегося прежде всего в преувеличении «просветительской миссии» англичан, якобы освободивших Индию от средневековой спячки и приобщивших ее к новейшей цивилизации. Подобная концепция берет свое начало еще в прошлом веке. Так, например, перечисляя имена выдающихся литературных деятелей бенгальского просвещения, таких, как Раммохана Р&я, Кешобчондро Сена, Бон — кимчондро Чоттопадхая, Тору Датта, еще в конце XIX в., Р. В. Фрейзер пишет, что «… все они навсегда останутся незабвенными как памятное свидетельство заботы Англии об Индии».