Завоевание национальной художественной культуры
Не может не вызвать возражения и «выпадение» периодизации некоторых литератур из принятого для всего издания историко-хронологического принципа.
При таких хронологических сдвигах урон получается двоякий. С одной стороны, обеднение данной национальной литературы, которая изолируется от мирового «контекста», как произошло, например, с греческим романтизмом, являющим собой высокое завоевание национальной художественной культуры, непосредственно связанное с процессами общеевропейского литературного развития. С другой стороны, обедненным получается и сам мировой художественный процесс той эпохи, из которого искусственно выключаются некоторые важные его звенья.
Но что еще более уязвимо в структуре книги все с той же точки зрения рассмотрения национальных литератур в системе целого — это проходящий через всю книгу, несмотря на более широкий, чем в прежних работах, охват восточных литератур, европоцентристский подход к осмыслению мирового литературного процесса. «Восточные» главы значительно менее национально дифференцированы, литературы народов разных исторических судеб и культурных традиций даются в них нередко цельными «пластами». Обычно главы эти даны в заключении разделов, как более или менее широкие «добавления» к концепции, уже сложившейся на основе осмысления художественного опыта европейского — преимущественно западноевропейского — литературного развития.