Прогрессивные мысли
Литературы XX в. богаты новаторскими прогрессивными мыслями, насыщены социальной проблематикой и этическим пафосом. Как можно говорить о них, не упоминая о гуманизме Р. Рол — лана и Т. Манна, Б. Шоу и М. Горького, Р. Тагора и Лу Синя? Но даже в тех немногих случаях, когда речь заходит об этих писателях, гуманистическая сторона их творчества остается как бы не замеченной исследователями. Литература, во многом созданная теми, кто принимал участие в жестоких схватках за будущее человечества, боевая гуманистическая литература XX в. выглядит в большинстве рассматриваемых работ как литература сумерек и отчаяния, нравственного упадка и эгоизма. За исключением Хаузера, ни один из названных авторов, ни одно из названных изданий не нашли нужным осудить фашизм, преступления нацизма, геноцид, кровавую бойню 1914— 1918 гг., войны, развязанные империалистической реакцией. А ведь говорить о современной Литературе, о ее социальных и нравственных задачах вне этих вопросов невозможно.
Удивительно бедна в разделах, посвященных современной литературе, и библиография: как будто и не существует того богатейшего монографического и обзорного материала по вопросам современной литературы, который накоплен наукой.
Из более ранних произведений упомянуты только былины и «Слово о полку Игореве». При этом автор оставляет открытым вопрос, является ли «Слово» литературной стилизацией XVIII в. подобно оссиановым песням Макферсона или оно — оригинальная древнерусская песпя, которая восходит к XII в. и послужила затем образцом для «Задонщины».