Традиции индийского литературоведения
В противоположность старой традиции индийского литературоведения, которое рассматривало каждую из литератур Индии изолированно от других, здесь делается попытка показать литературы Индии в их связях с общей историей страны и народа. При этом,— что важно подчеркнуть в свете нашей темы — определяя главную по — ваторскую задачу книги названием своего предисловия — «Единство индийских литератур»,— Нагендра отмечает, что каждая из представленных в ней литератур «является для нас исключительно ценной с точки зрения художественных достоинств, богатства, разнообразия…», что каждая из них «отличается яркой индивидуальностью, обусловленной характерными особенностями жизни данной области страны» . Связи индийских литератур с литературами Европы в этой книге только намечены, но намечены в верном направлении, как «контакты и конфликты», с учетом всего драматизма исторических взаимоотношений Индии с Европой.
Плодотворным научным поискам путей раскрытия в истории всемирной литературы диалектического единства национального и международного художественного развития противостоят те современные концепции истории всемирной литературы, в которых мы сталкиваемся с дилеммой: Либо рассмотрение национальных литератур, Либо Рассмотрение истории мировой литературы. Причем здесь же встает ряд вопросов, которые вообще невозможно решать «внутри» самой филологической науки, без ясного методологического ориентира в понимании общественных явлений.