Постановка вопроса о реализме эпохи
Если говорить о XVIII в., то характерно, что, избегая постановки вопроса о реализме эпохи Просвещения, авторы рассматриваемых трудов не предлагают и никаких других эстетических критериев и понятий, чтобы оценить значение этого этапа, определить выдающийся вклад просветителей в развитие мировой литературы. И хотя многие деятели академической науки, очевидно, не согласились бы с Ясперсом, свысока отвергнувшим наследие XVIII в., невнимание к специфике Просвещения объективно означает пренебрежение самым главным в наследии той литературы, что лежит, по мнению многих, между классицизмом XVII в. и романтизмом XIX в.
Это, в частности, сказывается и на периодизации литературы XVIII в. Правда, эта проблема — одна из труднейших. Сложный, нередко противоречивый характер отражения в литературе общественных отношений не позволяет механически соотносить явления литературы и события общественной жизни. В Западной Европе в XVIII в., например, на протяжении ряда десятилетий происходили глубинные процессы, внешне не всегда выделявшиеся, но подготавливавшие великие перевороты, каким явилась Французская революция. Нелегко, в частности, объяснить, почему именно в начале 70-х годов начинается такое мощное движение в Германии, как «буря и натиск».
Иногда совпадают даты ряда примечательных книг и создается впечатление о начале нового этапа, но задача исследователя состоит в том, чтобы разобраться в существе совпадающих явлений и объяснить, что здесь случайно и что закономерно.