Сопоставление реализма и символизма
Целая глава посвящена сопоставлению реализма и символизма как двух противоположных, по его мнению, тенденций в литературе. Нетрудно убедиться, что реализм он сближает с натурализмом. Камнем преткновения в по — ниманпи реализма становится для него проблема типического. Приравнивая реализм к фактографическому изображению, Герар стремится доказать, что на этом пути художник неизбежно оказывается в тупике: или он изображает случайное, нс поднимаясь до обобщения, или вынужден прибегнуть к символу и тем самым отказаться от реализма. «Чистый реализм,— пишет Герар,— самая нереалистическая абстракция. Ничего нет глупее отдельного факта: чистого факта, самого по себе, не существует ни в литературе, ни в науке» .
В отличие от реализма, который, по мысли Герара, имеет дело только с чистыми фактами, символизм интересуется тем, что означают эти факты. Автор приводит имела Данте, Мильтона, Гете. Все они занимались, по его словам, не описанием каких-то фактов, а вкладывали в свои творения нечто большее. Ценность этих художественных произведений лежит за пределами факта, значение их выходит за рамки собственно литературные. Герар ссылается на Данте, который говорил о четырех значениях своего труда: литературном, аллегорическом, моральном и аналогическом.