Попытка представить реализм
Трехтомнику предпослано краткое, но весьма концентрированное по мысли введение, написанное П. Жиоаном. Здесь ставятся многие важные вопросы: о сюжетах и жанрах, о связях, объединяющих отдельные литературные явления в идейные движения, об отношениях между национальными литературами, о социальной почве, на которой действуют авторы и публика, об искренности писателей, о разном восприятии явлений литературы современниками и потомками, а также и многие другие очень интересные и важные моменты. Их следует иметь в виду авторам истории всемирной литературы. Однако процессы формирования и развития реализма не нашли в этом перечне заслуженного места.
Наиболее интересная попытка представить реализм XVIII в. в движении дана в английском разделе книги Дринкуотера. В этом разделе нет вводной главы, в которой ставились бы общие проблемы историко-литературного процесса XVIII в. Но из отдельных глав складывается довольно ясная картина развития реализма в английской литературе. Показано значение публицистики Стиля и Аддисона, которые придали очерку социальную остроту, сделали его содержанием повседневную жизнь. ЗначениеДефо определяется в книге Дринкуотера его стремлением к точности в изображении факта, мастерством создания иллюзии действительной жизни. Исследователю ясно, что здесь речь идет не о наивном воспроизведении реальных событий, а именно о методе писателя, его умении «выдумывать правду», умении создавать характеры героев, действующих и разговаривающих, как в жизни. «Робинзон Крузо» рассматривается как ранний опыт реалистического искусства, а «Мемуары кавалера» — как форма исторического романа, предвосхищающая В. Скотта и А. Дюма._