Авангардистские течения
Роль, которая отводится в современной мировой литературе названным явлениям, сопровождается резко отрицательным отношением к реализму. В большинстве анализируемых работ проблема реалистического искусства XX в. растворена, крупные писатели-реалисты теряются в различных авангардистских течениях и среди беглых, случайных характеристик второстепенных писателей разных школ и направлений. Многие писатели, составляющие опору подлинной литературы XX в., не удостоены отдельных глав, хотя есть главы, посвященные гораздо менее значительным писателям. В разделе о французской литературе XX в. в трехтомнике «Истории литератур» из серии «Энциклопедия Плеяды», например, есть особые главы об Алене, Моррасе, даже о Дрие де ла Рошеле, но нет глав о Роллане и Барбюсе.
В главе «Творчество и история» А. Шмидт помещает Л. Н. Толстого рядом с нацистом Блунком. Хемингуэй у того же Шмидта оказался экзистенциалистом и попал в общество Кьеркегора; Э. фон Тун к называет искусство Барбюса и Ренна «возрождепным натурализмом».
11с приходится говорить о сколько-нибудь объективном отношении к великой мировой аптпфашистской литературе. Ее просто не существует для таких «историков» литературы, как Э. фон Тунк, называющий поражение нацизма «прекращением огня» .
К сожалению, приходится говорить о том, что и недооценка реализма в литературе XX в. в целом, и враждебная оценка советской литературы присуща многим из рассматриваемых книг. Ни одна из них не смогла, конечно, просто умолчать о советской литературе, но объективной оценки ее завоеваний и ее роли в современном мировом литературном процессе мы не находим.
Во многих книгах предпочтение отдано литературе эмиграции, которая фигурирует в них как якобы подлинно русская литература. При этом происходят забавные недоразумения. Тунк объявляет известного лидера партии кон — ституционалистов-демократов П. Милюкова… продолжателем традиций Пушкина в русской прозе и сообщает, что Бунин, хотя и покинул Россию, но по крайней мере получил премию Нобеля. Враждебная позиция большинства авторов по отношению к советской литературе, «управляемой из Красного Кремля», по выражению фон Тун — ка, есть сгущенное, хотя и зашифрованное выражение неприятия современного реалистического искусства.