Ложная концепция
В работах Томпсона о Тагоре отражается еще одна ложная концепция, свойственная современному западному литературоведению. Согласно этой концепции творчество Тагора, Икбала, Премчанда — классиков индийской литературы первых четырех десятилетий XX в.— в настоящее время устарело, потеряло свою актуальность, что оно сегодня может интересовать лишь историков литературы, а современная индийская литература нуждается в обновлении, которое может ей дать лишь буржуазная модерпистская литература.
Совсем по-иному оценивают классическое наследие своей литературы прогрессивные писатели Индии. Выступая на Первой Всеиндпйской конференции писателей Комитета афро-азиатской солидарности в ноябре 1961 г. в Калькутте, Мульк Радж Ананд говорил: «Миллионы экземпляров произведений Тагора, переведенные на все языки Индии, необходимы нам сейчас для того, чтобы наступил повый культурный подъем в нашей стране» .
Зачастую в искаженном виде предстает в этих работах и гуманизм индийской литературы. На первый план в нем выдвигается религиозный, пассивно-созерцательный аспект и приглушается активная, жизнеутверждающая струя. Не говоря уже о творчестве Тагора, которому пытаются придать отвлечецно-гуманистический характер, даже такого писателя-реалиста, как Мульк Радж Ананд, зачастую оценивают как представителя так называемого «универсального абстрактного индийского гуманизма». Не может удовлетворить и то представление о синтезе Востока и Запада в поэзии Икбала, о котором говорит итальянский индолог А. Баузани, видя в этом синтезе «третий путь» решения всех важнейших проблем действительности, основу истинного гуманистического взгляда на жизнь.
Естественно, что такой взгляд на природу гуманизма, якобы свойственного всей современной индийской литературе, искажает ее сущность, ее национальную специфику, лишает литературу органической связи с жизнью, с борьбой индийского народа за свое социальное и политическое освобождение.