Эстетические проблемы
Преимущества такого типа рассмотрения особенно вероятны в разделах о современности: выделение крупных содержательных проблем может помочь проследить развитие важнейших художественных идей во всех видах и жанрах и во всех национальных литературах. Но здесь возникает и опасность субъективного выбора проблем. Например, в книге А. Шмидта «История литературы. Пути и превращения современной поэзии» есть главы «Поэзия и вера», «Человек и бытие» и т. п. Совершенно ясно, что темы эти подсказаны опытом европейских литератур и отражают определенные явления этих литератур. Самый яркий и показательный материал для раскрытия этих вопросов предоставляют литературы Европы и США. А многие национальные литературы с богатством их особых этических и эстетических проблем просто не находят себе места в структуре исследования. Из этого положения попытался выйти Э. фон Тунк — он присоединил к проблемным главам главу «Голос малых народов». Здесь сказано о Гарсии Лорке, Габриэле Мистраль, о финских, скандинавских и других писателях XX в. Изложение невольно получается слишком беглым и ограничивается несколькими большими фигурами, чьи голоса прозвучали для всего мира как «голоса малых народов». К тому же сама формулировка темы как бы подсказывает определенный аспект анализа: писатели малых стран рассматриваются не в своей национальной обусловленности, не как выразители конкретнего этапа духовной истории своих наций, а как единый разряд неких «несовершеннолетних», за которыми признано определенное право на то, чтобы представлять умудренному европейскому уху наивно-прелестные звучания.
Но оставим в стороне подобные — и слишком частые — случаи некомпетентности. Обратимся к тому, как оценивается латиноамериканская литература там, где она действительно рассматривается.
Один из способов рассмотрения представлен на страницах вышедшей в Париже книги Гонзага Трюка «Иллюстрированная история литератур». Вот характернейшая фраза: «Мексиканец Гамбо соединил Гонкуров и Золя» . Это, конечно, наиболее лаконичный и наглядный пример определенного метода: говорить о новых явлениях, исходя не из них самих, не из их жизненной и художественной конкретности, а из уже известного, обозначая новое через старое, латиноамериканское — через европейское.