Древнерусская литература
Немногим более полное представление о древнерусской литературе дают две странички во втором томе «Всемирной истории литературы» Э. фон Тунка. Перед читателем — краткий каталог произведений литературы древней Руси: переводные и оригинальные жития киевского периода, Повесть временных лет, Поучение Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» . После установления татаро-монгольского ига, считает фон Тунк, наступило торжество церковно-религиозной литературы. Неверно характеризуя официальную идеологию Москва — третий Рим как цезаро-папизм, Э. фон Тунк бегло упоминает далее несколько отдельных произведений — Повести о взятии Царьграда турками, Плач о разорении Московского государства 1612 г., Житие Аввакума,— коротко говорит о С. Полоцком как главе писателей, защищавших официальное православие в противовес расколу, и о начале придворного театра под руководством И. Г. Грегори.
Некоторые частные утверждения автора не выдерживают никакой критики. Приведем лишь два примера. По мнению Вильчковского, Владимир Святославич Киевский — нс русский, а варяжский князь. К. Вильчковский также полагает, что особенностп древнерусского феодального строя состоят в следующем: во-первых, западноевропейские связи облегчили развитие духа независимости и свободы, свойственного славянам; во-вторых, в отличие от болгарских князей русские не разыгрывали из себя ба — знлевсов и приспособились к более гибкому социально-политическому образу правления, оставив широкое поле действия народной инициативе, обеспечившей гармоническое развитие общества.