Концепция развития литературы
Ясно, что подобная миссионерско-христианская концепция развития литературы и общественной мысли Индии нового времени лишена сколько-нибудь научной основы.
В настоящее время в буржуазной индологии Европы и Америки делаются попытки раскрыть национальное своеобразие индийской литературы, определить ее место в общей перспективе истории мировой культуры и общественного сознания. Нужно сказать, что подобные работы современных буржуазных индологов Запада зачастую опираются на пекоторые предвзятые представления о характере индийской культурной традиции.
Вслед за Шопенгауэром, до сего времени считающимся на Западе «открывателем индийской мудрости», некоторые буржуазные авторы пытаются отождествлять индийский национальный характер с реакционной брахманской идеологией.
Беспристрастное, бесчувственное отношение к окружающему, пассивное созерцание его, взгляд на жизнь лишь как на подготовительную стадию к небытию — все это считается «индийской мудростью», основным и главным в определении индийского национального характера. Исходя из такого тенденциозного понимания индийского национального характера, буржуазные литературоведы Запада утверждают, что литература, связанная с жизпыо, с действительностью, могла возникнуть в Индии лишь в результате европейского влияния, сыгравшего якобы решающую роль не только в зарождении и развитии новой и новейшей литературы, но и в коренном изменении в Ипдии общественного сознания. Характерным примером в этом отношении может служить книга американского литературоведа Дорти М. Спенсера «Индийская художественная литература на английском языке» , изданная в Филадельфии и переизданная в Индии и Пакистане. Библиографии предпослано обширное введение, в котором делается попытка раскрыть национальное своеобразие современной индийской литературы и найти ее место в системе мировой литературы. Данная работа представляет для нас большой интерес потому, что в ней как бы аккумулированы взгляды многих исследователей по различным проблемам развития современной индийской литературы. Для подкрепления своих положений автор все время ссылается на мнения этих исследователей. Он пытается наметить связи между индийской и европейской литературой, причем главное его внимание привлекает проблема западпого влияния. Говоря о складывании в индийской литературе нового времени новых литературных жанров, Д. М. Спенсер утверждает: «Художественная литература в Индии, особенно роман, является продуктом западного влияния, потому что литературная форма романа с акцентом на художественный образ… не свойственна темпераменту индийцев». Эту же мысль высказывает л другой американский литературовед А. Л. Кроубер в своей статье «Роман в Азии и Европе». Он считает, что развитие романа в Индии тормозилось «склонностью индусов к событиям повседневной жизни, к земному существованию человека».